Логопед

Гаврилюк Наталья Анатольевна, I кв.категория

 

   

 

 

Режим работы:

Понедельник                         9.00 – 13.00

Вторник                                9.00 – 13.00

Среда                                    14.00 – 18.00

Четверг                                  9.00 – 13.00

Пятница                                9.00 – 13.00

 

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Гаврилюк Н.А. учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5 «Солнышко»  г. Усть-Илимска Иркутской области

Механизмы слушания, говорения, чтения и письма — универсальные основы цивилизации. Еще Д.И. Менделеев указы­вал, что результаты педагогической деятельности только в малой части ясны и могут быть исчислены. Главная же ее часть неуловима, на нее можно указать, но нельзя выразить числами.[10]

      Обилие разнообразных, не стыкующихся друг с другом программ порождает серьезные трудности в выборе «маршрута» воспитания и образования. В то же время ощущается дефицит практических разработок. Место отсутствующего сейчас магистрального направ­ления занимают узкоспециализированные методики, ориентирован­ные на коррекционную работу. Три составляющие педагогической системы — цели, содержание и способы — несут на себе отпечаток культуры современного мира.

Владение родным языком — жизненная потребность и необхо­димое условие выживания.

Информационная и биологическая функция языка в XXI веке обоснована научно.  Как человек говорит, так он думает, читает, пишет, учится и учит!

Современные представления о здоровье человека неразрывно связаны      с  его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное выражение своим чувствам, стремлениям. Насыщенное и гармоничное речевое пространство может играть роль терапевтической среды, погружение в которую (в соответствии с законами резонансного волнового взаимодействия) способствует укреплению здоровья человека на всех структурных макро -  и микроуровнях, вплоть до клеточного.  В настоящее время установлено, что звуки, издаваемые младенцами в возрасте до 3 месяцев, независимо от их национальной принадлежности, характеризуются тремя диапазонами частот, связанными между собой пропорциями «золотого сечения» (числовой ряд Фибоначчи).

Пренебрежение принципом природосообразности, нарушение динамичных законов согласованного взаимодействия людей, безответственное загрязнение жизненно необходимых человеку пространств, в том числе               и речевого, приводят к широкому распространению болезненных состояний как среди взрослых, так и, в первую очередь, среди детей. Ощутимый дефицит здоровья на всех уровнях — характерная черта нашего времени.

Не секрет, что за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, снизилось количество детей  абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. От 40 до 50 %  детей имеют отклонения   со стороны опорно-двигательного аппарата; 25-30 %  со стороны носоглотки; 10-25 % - имеют отклонения  со стороны сердечно-сосудистой системы; невротические проявления отмечены у 30-40 % детей; в 6-7 летнем возрасте      у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь дошкольника необходимо одновременно с развитием всех видов внимания и памяти, чувства ритма, мелкой и общей моторики          и других элементов неречевого звена. 

Из этого следует, что основной целью коррекционной работы                    с дошкольниками является создание насыщенного оздоравливающего гармоничного образовательного пространства, полноценного для развития детей, их духовного, нравственного, физического здо­ровья и всесторонней подготовки   к успешному обучению в школе.

При  использовании  здоровьесберегающих технологий ставятся  главные задачи:
 - формировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей;

-  включать взрослых в непрерывный процесс совершенствования способов           

   и средств жизнеобеспечения;
- повышать уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу  

  речевой активности детей через семинары, тренинги, консультации;
- формировать и совершенствовать основные базовые навыки, способствующие

  речевому развитию;
-  совершенствовать навыки социального поведения и культуры общения  детей

   и взрослых с целью психологической адаптации к постоянно меняющимся

   жестким условиям современного мира.

Используются следующие формы работы:

 -  игровые занятия с элементами логопедической ритмики;

 -  речевые занятия по формированию навыков живой речи;

 -  художественное слово;

 -  тематические ролевые игры;

 -  театрализованная деятельность;

 -  занятия по освоению начал грамоты и навыков чтения;

 -  формированию навыков предписьма;

 -  семейные домашние задания;

 -  семейные экскурсии. 

Особое внимание в  воспитании детей  дошкольного возраста уделяется звуковой культуре речи. Коррекция речевых нарушений заключается  не только в работе по постановке звуков, а включает также формирование фонематического слуха и общих речевых навыков, к которым относятся: развитие дыхания, голоса, темпа и интонационной выразительности речи.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы                          и постепенности, что необходимо как для заикающихся детей и детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.  У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное  дыхание. А для произношения целого ряда звуков, таких как свистящие, шипящие и особенно звука Р, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед логопедом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличие        от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание  является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох  осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности вдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого осуществляется речевой акт.

У детей, страдающих речевыми нарушениями, также у часто болеющих детей необходимо сначала развить физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены,  а  как следствие, речь приглушенная, ребенку часто      не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка.   Кроме того этим детям трудно произносить на одном выдохе длинные фразы, что может  привести к нарушению плавности речи, так как ребенок вынужден добирать воздух посередине фразы.

Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи, а затем с речью. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные звуки, затем слоги, слова,    и, наконец, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания,  продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

В логопедической работе так же используется методика «Витафон гласных - звуковой массаж» (упражнение выполняется при самоконтроле вдоха и выдоха; последовательно на выдохе произносятся гласные звуки:                 [о], [а], [ы], [у]).

Валеологический подход к решению логопедических задач пред­полагает, среди прочих приемов, введение в практику речевых за­нятий упражнений, направленных на общую гармонизацию и по­вышение уровня здоровья. Примером может служить использова­ние известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук подобран    для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызывать в памяти представление об определенном цвете и температурно-тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке.

На  практике целесообразно начинать «играть в ветер» с детьми двухлетнего возраста. Сначала они учатся по-разному дуть, как ветер, а к трем годам сами произносят весь стишок и инсценируют его  с плоскостными фигурами. Можно использовать иллюстрирующие  стишок раскраски                    и контурные обводки.  Детям  объясняется, что это упражнение очень полезно выполнять  и взрослым. Поэтому дома перед сном можно поиграть вместе         с мамой, папой, бабушкой.

Большую роль в развитии ребенка уделяется формированию общей          и мелкой моторики. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности              и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушением речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние                    на двигательные свойства речевых органов.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается только тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии,    и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится  в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. В конце XIX века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление.        Во время слушания музыки у пациента активно улучшается память.

В начале XIX века сформировалось направление медицины – лечебная физкультура. Позже в науке  появился специальный термин - кинезитерапия (лечение движением). Принципы кинозитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов является логоритмика.        Логоритмика способствует преодолению речевых расстройств.

Значение ритмического и логоритмического воздействия для развития моторики и речи подтверждают многие исследователи.

В.М.Бехтерев (1928) выделял следующие цели ритмического воспитания: необходимо выявить ритмические рефлексы ребен­ка, настроить его организм отвечать на определенные раздражи­тели (слуховые                      и зрительные), установить равновесие в деятель­ности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправиль­ные и лишние движения.[10]

В.А.Гиляровский (1932) писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, спо­собствует тренировке подвижности нервных процессов централь­ной нервной системы, активированию коры головного мозга.[ 10]

Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова (1935) считали, что логопедиче­ская ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, ус­тойчивость, распределение) и память (зрительную, слуховую, мо­торную, комплексную).

В. А. Гринер (1951) указывала, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический, коллектив­но-психологический метод, в котором определенную роль играет музыкотерапия.[6]

В.А.Гринер (1958), Н.С.Самойленко (1941), Н.А.Власова (1959), Ю.А.Флоренская (1936) подчеркивали благоприятное влияние ритма          на болезненные отклонения в психофизическом состоянии человека и его воздействие на интеллектуальную и эс­тетическую сферу.[6]

Г. А. Волкова считает, что «логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, ле­чения             и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно                     в отношении лиц с речевой патологией». [4]

М.Ю. Картушина  в методическом пособии «Логоритмические занятия в детском саду» предлагает методические разработки логоритмических занятий. В основе которых лежит комплексно-игровой метод. Коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря детей.[3]

Методические рекомендации  Н.В.Милявской направлены на создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию психический процессов и развитие речи ребенка.[9]

В учебном пособии Шашкиной Г.Р. рассматриваются современные представления о нарушении речи дошкольников, описываются структура     и содержание коррекционной работы, раскрывается специфика проведения логоритмических занятий с этими детьми.[4]

      В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей  моторики, координации движений, ориентации         в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания         и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей – логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает        в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Создатель  метода ритмической гимнастики, швейцарский педагог            и музыкант Э.Жак-Далькрос (1865 -1950), выделил музыкальную ритмику          в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Регулятором движения он сделал музыку. Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Ю.А. Двоскина, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер, Е.В. Чаянова) считали (1930), что  кем бы ни вырастал ребенок, он должен ритмически развиваться, чтобы получить ряд навыков и представлений, которые отразятся благоприятным образом как на его психофизическом здоровье, так и на его профессиональных качествах. [6]

В голосе и речи интегрируются все витальные функции жизнеобеспечения: дыхания, сердечно-сосудистой системы, высших психических способностей мозга и мысли. Голос имеет биоинформационную природу. В нем отражается общее психофизиологическое состояние человека    и отдельных его подсистем. Путем раскрепощения и саморегуляции голоса говорящий постигает своего «внутреннего человека», достигает самореализации личности. Наука доказала, что голос обеспечивает сохранение здоровья – как физиологического, так и психического, душевного и духовного.

Бережное отношение к голосу – залог социального здоровья нации.     И.А. Ильин писал: «Язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с языком матери (буквально). Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личной памяти ребенка (обычно на 3 - 4 году жизни) совершалось на его родном языке».[10]

В старшем дошкольном возрасте наступает ответственный этап в жизни ребенка – это подготовка к школе. От того, как будет подготовлен ребенок         в дошкольном возрасте, зависит его успеваемость в начальной и средней школе. Практика показывает, что навыки, умения, знания  легче приобретаются        и закрепляются детьми, если они даются в интересной игровой форме                с движением и музыкой или только с движением.

Таким образом, при использовании здоровьесберегающих технологий    коррекционная  работа с дошкольниками проходит гораздо быстрее                    и эффективнее, формируется не только чистая речь, но и появляется потребность в сохранении здоровья, включая все его аспекты, а также позитивной социализации в обществе.